РОЗГИ  


Молодежная драма 2009
«РОЗГИ»

Синопсис художественного фильма.

Это история молодого психолога, который, разглядев в пациентках черты своей «непутевой» жены – та погибла в ДТП со своим любовником - делает все, чтобы «воскресить» несчастную в головах своих подопечных. Но об этом догадывается одна дама. Девушки-подростки наблюдались в ее клинике, пока Глеб – так зовут врача – не взял беглянок под свое крыло, разумеется, чтобы насолить «профессорше». И поделом, ведь «старая ведьма», зная, как страдают малютки, предложила им перемирие со своим прошлым, чтобы выслушать его аргументы, а затем зарыть сообща топор войны, как это делали Сиу и Апачи. Глеб же, напротив, бередит раны девушек. Никакого прощения обидчикам! Хочешь избавиться от душевных ран, вернись в прошлое, чтобы отомстить за себя. И эту вендетту Глеб предлагает проделать «здесь и теперь», на сцене лечебного театра, а затем, когда ярость наполнит сердца Валькирий - в глубинах их собственной души, куда девушки, одна за другой, должны будут отправиться на встречу своему кошмару. Каково же, однако, будет удивление Амазонок, когда, влюбившись в своего спасителя, они узнают о его измене. Узнают, что гордыми, дерзкими и властными они стали не по своей воле, а по прихоти мужчины, который все еще верен своей жене. Теперь, когда обман раскрыт, доктору предстоит впустить этих троих в свое прошлое. Впустить, чтобы показать, как он станет мстить, но Глеб откажется это делать. Он любит свою жену, любит – не смотря на измену, предательство и пепелище, которым стала его душа. И чудо произойдет – жена вернется, пусть только в воображении доктора, чтобы поселиться в доме, который он снимет для нее на берегу залива. Глеб останется в нем навсегда, потому что любовь, которую он воскресил, потребует от него полной самоотдачи, чтобы день за днем восстанавливать то, что он так тщательно выжигал, от чего так мучительно избавлялся. Это история о совести, которая одна только и решает, кому дать приют, а кого навсегда выдворить из памяти.


Характеры:


Даша


Пугливая, не решительная брюнетка, склонная к мечтательности и меланхолии. Мать русская, отец индиец. Парень, которого любит девушка, швыряет к ее ногам бубенцы, которые он купил со своей новой пассией, чтобы устроить «азиатке» шоу на прощание. Дашу бьет озноб. Неожиданно для себя самой она становится Лакшми - рабыней из низшей касты, чтобы прислуживать мерзавцу, который ее унизил. В ее речи появляется акцент, ее мускулы наливаются энергией, как у танцовщиц из южных штатов Индии. Девушка идет на бесчисленные жертвы, вплоть до попытки самосожжения, лишь бы вернуть обманщика. Доходит до смешного, когда несчастная видит в беглеце - Вишну, его 10-ю аватару, а себя называет - супругой бога, его верной Лакшми… Даша похожа на Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желания» Уильямса…


Сандра, она же Сара


Рыжеволосая еврейка: рассудительная, открытая, с упорным взглядом и способностью держать в узде окружающих, - так вот девушка эта никогда не была в Израиле и даже не посещала синагоги. Но когда, поссорившись с родными, беглянка поселится в комнате, которую ей почти даром уступит владелец особняка, в ее жизни наступят перемены. Не смотря на запрет, Сандра исследует дом, о чем вскоре узнает хозяин. Он готов простить любопытство девушки, и даже пообещает ей компенсацию, если гостья согласится на его условия, и Сандра их примет. Старик, кстати, отставной военный, захочет, чтобы Сандра вошла в комнату его дочери - та умерла от неизлечимой болезни - надела ее платье, украшения, и даже подстригла волосы, как это делала покойная. Дальше - больше: гостья должна принять имя девочки, прочесть ее книги, научиться выводить каракули в дневнике, который та вела, - одним словом: стать другим человеком, взвалить на себя его мир, его душу, а свою навсегда оставить за порогом особняка. Разумеется, хитрой Сандре подобная игра по нутру. Она готова идти на все, лишь бы подразнить брата и его друзей. Каждый вечер она будет возвращаться в дом на окраине Питера, чтобы стать дочерью офицера, избалованным подростком с грубыми чертами лица, угрюмым характером и банальными запросами. Но в какой-то момент Сандра почувствует, что игре приходит конец, что дочь берет над ней верх, и что территория, которую девушка считала своей вотчиной, - теперь захвачена другой. Сандра начнет борьбу за свою личность, но хозяин запрет ее на засовы, обещая выпустить на свободу только в качестве дочурки.
Еще мгновение и душа Сандры растворится, исчезнет, но в последний момент что-то удержит ее от гибели. И это что-то – сидело в нутрии Сандры, как ее идентичность, принадлежность к еврейской традиции, Каббале, которая обрушится на девушку снопом света, как Ангел Господень на Моисея. Сандру освободят из плена, но не от дочери, которая отныне станет частью ее раздвоенного сознания…


Фатима


Черноглазая красавица с длинными косами, тугой, как струна, фигурой, упрямым, взрывным характером. Фатима внезапно онемеет, когда во время операции из ее чрева выскребут тельце ребенка, которого убила не болезнь, и не страх девочки-подростка, а молитва, с которой родственники несчастной обратились к Аллаху. Фатиме не о чем разговаривать с людьми, как, впрочем, и с Богом, который, как ей кажется, предпочел защищать Закон, который она нарушила, а не ее право на материнство. Мать Фатимы - русская, отец – татарин. Пятнадцать лет родители жили порознь. Отец бросил их, и теперь, став королем нефтянки, он решил заполучить в свои руки и дочь. Отец подсылает к ней сватов, но Фатима скорее удавится, чем станет потакать мужчине, который бросил ее с матерью. На деньги, которые ей подарят, она сделает (ЭКО) искусственное оплодотворение, избрав в качестве отца ребенка «самого мерзкого, чудовищного и непутевого человека на свете». Так, глядя на капсулу со спермой Курта Кобейна, скажет ей врач, но это не остановит девушку. Узнав, что дочь беременна, папаша снарядит посольство, чтобы, обложить петербургскую квартиру. Аборт в Исламе является смертельным грехом, как, впрочем, и прелюбодеяние. Вся эта делегация: все эти отцы, дедушки, дяди и тети будут молиться, чтобы склонить на свою сторону Всевышнего. И не без успешно. Девочка начнет болеть, и вскоре узнает, что у нее отслойка плодного яйца, что означает угрозу беременности. Она ляжет в клинику, станет молить Аллаха о спасении малютки, хотя до этого и знать ничего не хотела о религии своих предков. Но Бог услышит их, а не ее. В начале у ребенка остановится сердце, затем его выскребут из чрева – обычная процедура в таких случаях.


Глеб


Ему 21 год, бывший студент-психолог, отчислен, как несостоятельный плательщик! Деньги на его учебу давал фонд, который возглавляла профессорша. Парень - высокий, стройный, в черных очках, за которыми ему есть, что скрывать. Чем-то Глеб напоминает Мачека из «Пепла и алмаза»: такой же задира и смельчак, как и сам Цибульский. На семинаре, который ведет профессорша, Глеб назовет НЛП «агиткой, способной увлечь разве что коновалов, политиков отставников и домработниц, страдающих от ожирения». Дама мило улыбнется, но ничего не ответит. А через день-два Глеб узнает, что фонд не перевел денег за его учебу. Глеба мучает совесть, ему кажется, что жена, которую он любил и потерял, изменила ему от отчаяния, оттого, что не смогла растопить лед в их отношениях…


Композиция


Получив ожоги лица, Даша боится показываться на людях; Сандру мучает раздвоение личности; Фатима мечет молнии с помощью блокнота. Каждая испытала стресс: Даша - когда ее предал любимый; Сандра - когда ее похитили; Фатима - когда умер ее ребенок…

Пациентки, как считает профессорша, были выбраны Глебом не случайно. В каждой из них ему мерещилась жена: такой же неуравновешенный, как у Даши характер, такая же, как у Сандры, прямота во взгляде, такой же тугой, как у Фатимы, каркас шеи с изящно очерченной головкой. Он вовсе не стремился помочь несчастным, а пользовался ими. Теперь, чтобы доказать девушкам, что его оболгали, что факты, которыми манипулирует дама, подтасованы, он впустит всю эту когорту в свое прошлое.


Фильм, условно говоря, делится на три части. Новелла с Дашей, новелла с Сандрой, новелла с Фатимой… Действие развивается параллельно в двух мирах: реальном и воображаемом. При этом воспоминания могут окрашиваться: то в черный, то в красный, то в голубой цвет - в зависимости от тех чувств, которые мы к ним испытываем… В реку памяти можно входить бесконечно: то меняя ее русло, то обрушивая ее берега… Встрече с прошлым могут помешать. Чаще - это страхи, реже - навязчивые идеи… Иногда они обретают черты людей, которые отговаривает нас от поступков, или смеется, когда мы их совершаем. Одним из таких призраков оказывается сама госпожа-профессорша, которая, как цербер, сторожит все входы и выходы. Чтобы вспомнить все, девушкам предстоит приложить не мало усилий в борьбе с этими химерами. Сознание, в чем я убежден, лишь крошечный островок, окруженный океаном монстров, обитающих в его глубинах.

Каждая из новел в свою очередь делится на три части: воспоминания девиц о событиях, причинивших им травмы; разыгрывание этих событий по ролям на сцене лечебного театра, где профессорша, желая примирить жертвы с их «палачами», заставляет сироток выслушивать их аргументы; показ жестоких фантазий, в которых Амазонки, подстрекаемые Глебом, совершают вендетту над теми, кто их унизил.

В данный момент ведется работа над созданием поэпизодного плана, включая разработку характеров, сюжета, диалогов и антуража сценария.




Ольга Епанчина беседует с автором сценария и режиссером картины Юрием Кузиным.




О л ь г а: Юрий, вы начинаете новый амбициозный проект… Год назад я видела сериал «Столыпин», который вы сняли, теперь прочитала вашу экспликацию к «Ивану Грозному», но для начала все же хотелось спросить вас о другом…
Юрий Кузин: Я слушаю вас, Ольга…
О л ь г а: Три года назад вы написали «Зачистку», затем переименовали сценарий в «Любовь над пропастью во ржи», добавив пролог и эпилог, которых не было в первом варианте… Зачем?
Юрий Кузин: Я хотел рассказать о войне так, как до меня никто не рассказывал: показать жесткость, не упиваясь ею, рассказать о смерти, не потрясая мертвечиной, которая дорожает изо дня в день, как галлон бензина на Нью-Йоркской бирже.… Не удивительно, что от Агентства по кинематографии я не получил ни копейки, а от банкиров - ни цента. Держатели «общаков» были готовы раскошелиться, но только не на фильм о Чечне, в которой жители аулов убивают мародеров: как своих, так и чужих…
О л ь г а: Странно, что продюсеры упустили такой лакомый кусок…
Юрий Кузин: Что вы имеете ввиду?
О л ь г а: Вещь эпатажная, жесткая, захватывает с первой страницы, меня лично повергла в шок - я имею в виду ту открытость, с которой вы говорите о сексуальном этикете у чеченцев и русских… Не о такой ли гремучей смеси мечтают, скажем, Члиянц и Сельянов? (полная версия сценария http://isjuminka.narod.ru/ad1.html )
Юрий Кузин: Я показывал «Зачистку» обоим, но денег так и не дождался…
О л ь г а: А зря! История-то хорошая… Сердце кровью обливается, когда думаешь о «генералах песчаных карьеров», которых вы, не моргнув глазом, убиваете одного за другим…
Юрий Кузин: Их казнят жители аула: такие же женщины, старики и дети… Казнят за мародерство… Для горцев нет разницы чеченец ты или русский, мюрид или гяур… Все, кто грабят аулы - бандиты, а, значит, достойны смерти…
О л ь г а: Вы, на сколько я знаю, хотели снимать фильм на чеченском? Вернее, 50 X 50?
Юрий Кузин: Думаю, так бы поступил и Мел Гибсон, снявший свои «Страсти Христовы» на арамейском… Меня воротит от ура-патриотов с их людоедскими лозунгами. Поэтому я говорю о «контрактниках», о тех, кому не нашлось места у стойки бара с бесплатной выпивкой за счет заведения… Говорю о детях войны, о тех, кто взял в руки оружие, чтобы отомстить за отцов, которых живыми сбрасывали с вертушек, зашив тела в мешки из-под картофеля…
О л ь г а: Но ваши критики, как я поняла, предпочитают говорить о вагинизме, которым вы, на их взгляд, спекулируете, а вовсе - не о детях-сиротах… Зачем вам понадобилась эта история с Андрогинном?
Юрий Кузин: Я хотел показать солдата и девушку, которые настолько сблизились, что научились проникать в мысли, сны и кошмары друг друга. Хотел напомнить, что границы, разделяющие людей, условны. Что нет ни этнических, ни религиозных, ни моральных проблем, которых нельзя ни разрешить. Но ракурс, который я предложил, оказался слишком радикальным… Я имею в виду все, что касается эротики, сам разговор о сексе и насилии - без лицемерия и табу, без ханжеской морали…
О л ь г а: Выходит, Госкино вам дало «от ворот поворот», а вы ему - еще одну историю про тинэйджеров?
Юрий Кузин: Еще одну, но не такую же… Сценарий, который я пишу, называется «Розги».
О л ь г а: Почему "Розги", а не "Розы"?
Юрий Кузин: Иногда полезен и прутик с шипами вместо бутонов... то, что остается от прекрасного цветка, когда опали его лепестки...
О л ь г а: И все же, что кроется за названием, от которого, признаться, у меня мурашки по коже?
Юрий Кузин: Я хочу рассказать историю трех девушек... 15-ти, 16-ти, и 17-ти лет... Все три родились и живут в Питере, хотя русскими они себя не считают...
О л ь г а: Потому что - иностранки?
Юрий Кузин: Не совсем... У одной отец индус, у другой - еврей, у третьей - татарин...
О л ь г а: Дети "дружбы народов"?
Юрий Кузин: В каком-то смысле... Россия стал для них землей обетованной… Но счастливыми они себя не чувствуют…
О л ь г а: Скинхеды?
Юрий Кузин: На этот раз - нет…
О л ь г а: Ну, хотя бы приоткройте завесу, что такого страшного может случиться с тремя юными особами, в их-то возрасте?
Юрий Кузин: Их изнасилуют, как в «Ворошиловском стрелке», сделают матерями-одиночками, как в «Москва слезам не верит», совратят и отправят на панель, как в «Интердевочке»...
О л ь г а: Я вижу, вы хорошо знакомы с российским кино?
Юрий Кузин: Скорее да, чем - нет…
О л ь г а: А чего вы, собственно, добиваетесь?
Юрий Кузин: Я хочу поквитаться с буржуа.… Наказать не сам класс, что предлагал Ильич, а - его мораль, его идеологию, которую, как я понимаю, не смогли доконать ни левые радикалы, начиная от Маркса и Фуко, ни русские парадоксалисты, включая Достоевского и Чехова… Буржуазность в крови… Она неистребима… Я сам буржуа, и меня, признаться, это коробит… К слову, знаете, за что антиглобалисты так не любят G8?
О л ь г а: За что?
Юрий Кузин: За биотуалеты, за пластиковые ножи и вилки… Иначе говоря - за унификацию, стрижку всего, что топорщится, «под бобрик», говоря языком совдепии…
О л ь г а: А какое все это имеет отношение к «Розгам»?
Юрий Кузин: Самое непосредственное… Девушки, о которых я рассказываю, буржуа в первом поколении. Они говорят по-русски, пишут по-русски, потому что не хотят знать языка своих предков… Они ассимилировались, потеряли корни и прекрасно при этом себя чувствуют… Ни какой ностальгии, никакого Тарковского… Россия для них - такая же цивилизация, как Германия для курдов: общепит, в котором едят из пластиковых тарелок и стерилизуют собак, если те прикорнули у супермаркета… Такими девчонками кишат бесчисленные «Прогулки» и «Питеры FM»… Вот эту традицию, эту «Жару», я и собираюсь «высечь»…
О л ь г а: Каким образом?
Юрий Кузин: Я заставлю девчонок обнаружить в себе то, что скрывается под толщей льда до поры до времени… Индуизм, Иудаизм, Ислам… Я обрушу на них прошлое, как рычащее, свирепое и хищное животное, от которого нет спасения…
О л ь г а: Уточните… Я не совсем поняла, о чем идет речь?
Юрий Кузин: Три девицы, как я уже говорил, родились и живут в Питере. Познакомились в клинике, куда их поместили, после того, что произошло…
О л ь г а: Что же все-таки случилось?
Юрий Кузин: Даша - пугливая, не решительная брюнетка, склонная к мечтательности и меланхолии. Мать русская, отец индиец. Парень, которого любит девушка, швыряет к ее ногам бубенцы, которые он купил со своей новой пассией, чтобы устроить «азиатке» шоу на прощание. Дашу бьет озноб. Неожиданно для себя самой она становится Лакшми - рабыней из низшей касты, чтобы прислуживать мерзавцу, который ее унизил… В ее речи появляется акцент, ее мускулы наливаются энергией, как у танцовщиц из южных штатов Индии. Девушка идет на бесчисленные жертвы, вплоть до попытки самосожжения, лишь бы вернуть обманщика… Доходит до смешного, когда несчастная видит в беглеце - Вишну, его 10-ю аватару, а себя называет - супругой бога, его верной Лакшми… Даша чем-то похожа на Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желания» Уильямса…
О л ь г а: А парень, очевидно, на Стенли Ковальского?
Юрий Кузин: Совершенно верно…
О л ь г а: А другие девушки? На кого похожи они?
Юрий Кузин: Сандра, она же Сара - рыжеволосая еврейка: рассудительная, открытая, с упорным взглядом и способностью держать в узде окружающих, - так вот девушка эта никогда не была в Израиле и даже не посещала синагоги. Но когда, поссорившись с родными, беглянка поселится в комнате, которую ей почти даром уступит владелец особняка, в ее жизни наступят перемены. Не смотря на запрет, Сандра исследует дом, о чем вскоре узнает хозяин. Он готов простить любопытство девушки, и даже пообещает ей компенсацию, если гостья согласится на его условия, и Сандра их примет.
О л ь г а: Что это за условия?
Юрий Кузин: Миловидный старик, кстати, отставной военный, хочет, чтобы Сандра вошла в комнату его дочери - та умерла от неизлечимой болезни - надела ее платье, украшения, и даже подстригла волосы, как это делала покойная. Дальше - больше: гостья должна принять имя девочки, прочесть ее книги, научиться выводить каракули в дневнике, который та вела, - одним словом: стать другим человеком, взвалить на себя его мир, его душу, а свою собственную навсегда оставить за порогом особняка.
О л ь г а: Поворот, как у Хичкока… Тот любил водить публику за нос, уверяя, что рассказывает историю про голубков, воркующих в постельке, а на самом деле готовил зрителю сюрприз в виде маньяка, жестокого и беспощадного… И что же дальше? Очень любопытно…
Юрий Кузин: Разумеется, хитрой Сандре подобная игра по нутру. Она готова идти на все, лишь бы подразнить брата и его друзей. Каждый вечер она будет возвращаться в дом на окраине Питера, чтобы стать дочерью офицера, избалованным подростком: с грубыми чертами лица, угрюмым характером и банальными запросами. Но в какой-то момент Сандра почувствует, что игре приходит конец, что дочь берет над ней верх, и что территория, которую девушка считала своей вотчиной, - теперь захвачена другой… Сандра начнет борьбу за свою личность, но хозяин запрет ее на все засовы, обещая выпустить на свободу только в качестве дочурки. Еще мгновение и душа Сандры растворится, исчезнет, но в последний момент что-то удержит ее от гибели… Какие-то знания, какой-то опыт…
О л ь г а: В этом есть что-то мистическое? Вы не находите? Но что же именно не даст ей погибнуть?
Юрий Кузин: Знание Торы, разумеется, Каббалы, которая обрушится на девушку снопом света, как Ангел Господень на Моисея.
О л ь г а: А человек этот освободит ее, как обещал?
Юрий Кузин: Ее освободят другие… Освободят из плена, но не от дочери, которая отныне станет частью раздвоенного сознания Сандры…
О л ь г а: Третья девушка, как я поняла - татарка?
Юрий Кузин: Да, ее имя Фатима. Черноглазая красавица с длинными косами, тугой, как струна, фигурой, упрямым, взрывным характером. Фатима внезапно онемеет, когда во время операции из ее чрева выскребут тельце ребенка, которого убила не болезнь, и не страх девочки-подростка, а молитва, с которой родственники несчастной обратились к Аллаху…
О л ь г а: Неужели такое возможно?
Юрий Кузин: В жизни - не, в искусстве - да. Бергман в «Персоне» уже исследовал похожий случай, когда актриса, исполнившая роль Электры, внезапно потеряла дар речи. Ее сыграла, Лив Ульман, а медсестру, которая за ней ухаживала - Харриет Андерсон…
О л ь г а: Но у Бергмана молчание было вызвано кризисом, который переживала героиня, в Вашем случае, как я поняла, речь идет о душевной травме?
Юрий Кузин: Да, вы правы…Фатиме не о чем разговаривать с людьми, как, впрочем, и с Богом, который, как ей кажется, предпочел защищать Закон, который она нарушила, а не ее право на материнство… Мать Фатимы - русская, отец - татарин… Пятнадцать лет родители жили порознь… По сути отец бросил их, и теперь, став королем нефтянки, он решил заполучить в свои руки и дочь… Отец подсылает к ней сватов, чтобы добавить к своим татарским месторождениям и танкеры своих партнеров, но девочка упорно отвергает женихов с их многочисленными подарками.


О л ь г а: Погодите… Что-то я не пойму, как вся эта история связана с травмой, которую получила девушка?
Юрий Кузин: Напрямую… Вздорная Фатима скорее удавится, чем станет потакать мужчине, который бросил ее с матерью… На деньги, которые ей подарят, она сделает (ЭКО) искусственное оплодотворение, избрав в качестве отца ребенка «самого мерзкого, чудовищного и непутевого человека на свете». Так, глядя на капсулу с замороженной спермой, скажет ей врач, но это не остановит девушку.
О л ь г а: А чья сперма ей приглянулась?
Юрий Кузин: Курта Кобейна: так, во всяком случае, будет написано на колбе.
О л ь г а: И что же олигарх?
Юрий Кузин: Узнав, что дочь беременна, папаша снаряжает целое посольство, чтобы, обложив петербургскую квартирку, принять решение, во всем полагаясь на Коран.
О л ь г а: Аборт, на сколько я знаю, в Исламе является смертельным грехом. Как, впрочем, и прелюбодеяние…
Юрий Кузин: Вы правы… Вся эта делегация: все эти отцы, дедушки, дяди и тети будут молиться, чтобы склонить на свою сторону Всевышнего… И не без успешно… Девочка начнет болеть, и вскоре узнает, что у нее отслойка плодного яйца, что означает угрозу беременности. Она ляжет в клинику, станет молить Аллаха о спасении малютки, хотя до этого и знать ничего не хотела о религии своих предков. Но Бог услышит их, а не ее… В начале у ребенка остановится сердце, затем его отсосут насосом, чтобы не повредить скальпелем матку девушки…
О л ь г а: Какой ужас…Теперь я понимаю, о какой травме Вы говорили… И все же не легко поверить в то, что страдание может озлобить до такой степени?
Кузин: Согласен… Но как часто, чтобы смягчить боль обиды, мы запираем то, что нас мучает, на замок, а ключ бросаем в воду, подальше от берега… Психотерапия, к примеру, вся построена на таких ключиках, которые в НЛП называются «якорями».
О л ь г а: Хорошо, давайте подведем итог… «Розги» - это история о памяти, которую ничем не вытравить, даже если лишить человека нужных ему хромосом, без которых ДНК ни более чем спираль для морских ракушек? Так?
Юрий Кузин: Так…
О л ь г а: И память эта, точно голос из горящего куста, напоминает нам, кто мы такие… Кому-то она обжигает лицо, чтобы не задавался и помнил из какой грязи он вылеплен, я говорю о девочке-рабыне… Кого-то - спасает от экспансии, как в случае с еврейкой… А кого-то наказывает за строптивость, напоминая о Законе, который превыше всего… Кстати, а как Фатима общается с подругами?
Юрий Кузин: С помощью карандаша и блокнота…
О л ь г а: Я так и думала… Но при чем здесь розги? Что, или кого, вы собираетесь «пороть»?
Юрий Кузин: Как я уже сказал, девушек поместили в клинику. Там их «взбодрили», как следует… А затем уложили спать, рассказав на сон грядущий сказочку с нейро-лингвистической начинкой…
О л ь г а: Помогло?
Юрий Кузин: Конечно же нет… Получив ожоги лица, Даша боится показываться на людях; Сандру мучает раздвоение личности; Фатима мечет молнии с помощью блокнота… Каждая испытала стресс: Даша - когда ее предал любимый; Сандра - когда ее похитили; Фатима - когда умер ее ребенок… Но что, собственно, им предлагают: забыть!? выкинуть все из головы!? И профессорша - само обаяние: этакая Мерил Стрип в роли дьявола, который носит Prada.
О л ь г а: НЛП, на сколько я могу судить, видит в каждом из нас собаку Павлова: дёрни за веревочку, дверь и откроется… Инстинкты, рефлексы, технологии…
Юрий Кузин: Именно это я называю «буржуазностью»… И девицы идут на все, лишь бы им поскорее промыли мозги…
О л ь г а: Но вам, конечно же, этого не хочется?
Юрий Кузин: Думаю, и зрителю - тоже… Разочарованные, уставшие, девушки возвращаются домой… Тут-то им на выручку и приходит герой, которому есть за что не любить профессоршу.
О л ь г а: Личные счеты?
Юрий Кузин: В каком-то смысле… Глебу 21 год, бывший студент-психолог. Между прочим отчислен.
О л ь г а: За что отчислен?
Юрий Кузин: Как несостоятельный плательщик! Деньги на его учебу давал фонд, который возглавляла профессорша. Парень - высокий, стройный, в черных очках, за которыми ему есть, что скрывать. Чем-то Глеб напоминает Мачека из «Пепла и алмаза»: такой же задира и смельчак, как и сам Цибульский… Такие, как Глеб, приковывают себя к рельсам, чтобы не пропускать составы с ядохимикатами…
О л ь г а: Просто, какой то персонаж Захара Прилепина… Вижу, вас увлекают поиски положительного героя?
Юрий Кузин: На семинаре, который ведет профессорша, Глеб назовет НЛП «агиткой, способной увлечь разве что коновалов, политиков отставников и домработниц, страдающих от ожирения». Дама мило улыбнется, но ничего не ответит. А через день-два Глеб узнает, что фонд не перевел денег за его учебу.
О л ь г а: Выходит, парень взял девиц под свое крыло из чувства мести? Чтобы отнять клиентов у профессорши и открыть собственный НЛП-бизнес?
Юрий Кузин: Глеб не занимается НЛП… Его кумир Морено…
О л ь г а: Есть разница?
Юрий Кузин: Принципиальная. НЛП делает из вас идиота, верящего в свою исключительность, что, увы, не так… Психодрама, основанная на Софокле и Еврипиде, заставляет вас заново испить чашу страданий, чтобы выйти из тупика человеком, а не киборгом.
О л ь г а: И девушки согласны пойти на такой риск?
Юрий Кузин: У них нет другого выбора… К тому же Глеб обещает лечить их даром, на даче у Финского залива… Лечить без каких либо условий, кроме одного…
О л ь г а: Какого же?
Юрий Кузин: Принять то, что случилось, и не бегать на перегонки с прошлым… Им предстоит войти в свой кошмар, разыграть его по ролям, чтобы впервые увидеть катастрофу со всех точек зрения… Вспомните «Расемон» Куросавы… Но главное, нужно понять своих палачей, а затем простить их - раз и навсегда…
О л ь г а: Это по-христиански… Думаю, ваш Глеб православный?
Юрий Кузин: Он потерял веру в Бога. Но это отдельная история. Там, где НЛП говорит: вообрази, как ты убиваешь своих врагов, Морено предлагает выслушать их, а затем зарыть топор войны, как это делали Сиу и Апачи.
О л ь г а: А как вы себе это представляете? Сюжет, порядок эпизодов?
Юрий Кузин: Фильм, условно говоря, делится на три части. Новелла с Дашей, новелла с Сандрой, новелла с Фатимой… Действие развивается параллельно в двух мирах: реальном и воображаемом. При этом воспоминания могут окрашиваться: то в черный, то в красный, то в голубой цвет - в зависимости от тех чувств, которые мы к ним испытываем… В реку памяти можно входить бесконечно: то меняя ее русло, то обрушивая ее берега… Встрече с прошлым могут помешать. Чаще - это страхи, реже - навязчивые идеи… Иногда они обретают черты людей, которые отговаривает нас от поступков, или смеется, когда мы их совершаем. Одним из таких призраков оказывается сама госпожа-профессорша, которая, как цербер, сторожит все входы и выходы. Чтобы вспомнить все, девушкам предстоит приложить не мало усилий в борьбе с этими химерами. Сознание, в чем я убежден, лишь крошечный островок, окруженный океаном монстров, обитающих в его глубинах. Мысль - это то, что противостоит хаосу, что делает нас людьми… Вот, что я хочу сказать.
О л ь г а: А эта дама, что руководит фондом, как она ко всему этому относится?
Юрий Кузин: Она ставит подножки девушкам, стыдит их, направляет по ложному следу. Глеб советует им одно, дама - другое…
О л ь г а: Этот конфликт происходит только в ментальном мире?
Юрий Кузин: В реальном - тоже… Принять чужое прошлое, сострадать ему, прощать, миловать - слишком суровое испытание. В финале, когда, казалось, Глеб победил, девушки, одна за другой, предают его. Сначала - тем, что вырывают «топор войны», а затем, когда Глеб об этом узнает, - тем, что предложат ему «поквитаться с самим собой». Глеб откажется. Тогда появится дама, чтобы обвинить бывшего студента в групповом убийстве: своей жены, ее любовника и его малолетней сестры.
О л ь г а: Какой поворот, однако?
Юрий Кузин: Да, и не единственный. Пациентки, как считает профессорша, были выбраны Глебом не случайно. В каждой из них ему мерещилась убитая: такой же неуравновешенный, как у Даши характер, такая же, как у Сандры, прямота во взгляде, такой же тугой, как у Фатимы, каркас шеи с изящно очерченной головкой. Он вовсе не стремился помочь несчастным, а пользовался ими. Теперь, чтобы доказать девушкам, что его оболгали, что факты, которыми манипулирует дама, подтасованы, он впустит всю эту когорту в свое прошлое.
О л ь г а: А было оно, убийство жены и любовника?
Юрий Кузин: Этого я вам не скажу…

Беседу записала Ольга Епанчина, С-Петербург, 25 июля 2007

В дизайне страници использованы фотографии Константина Рынкова

Режиссер Юрий Кузин

e-mail kuzin-cinema@mail.ru isjuminka@yandex.ru
fon 8-921-369-34-02


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
"Роди меня..." (Сценарий)
Фильм о детстве Гитлера
"Зачистка" (сценарий)
Дневник режиссера
На главную


 

Сайт управляется системой uCoz