Режиссер Андрей Тарковский

Возвращение в Россию началось со Львова

.


Именно в этой бывшей столице Галиции, входившей в состав Австро-Венгерской Империи, с 8 по 10 апреля 1988 года проводился Всесоюзный Круглый Стол «ВЗГЛЯД», посвященный творчеству А.А.Тарковского



ПРЕДИСТОРИЯ:



Август 1987 года. К кассам кинотеатра «Киев» не пробиться. Только здесь можно увидеть опальное «Зеркало» - самый элитарный, как тогда писали, фильм. Некоторые даже смотрят его по второму разу. Но абсолютный рекорд принадлежит пожарному ППЧ-41 при заводе «Автопогрузчик» - 28 сеансов из 30-ти!

Сев на приставной стульчик, фанат зарисовывает картину - кадр за кадром - как художник-копиист полотно мастера.

Уроков этих достаточно, чтобы вскружить голову парнишке. Надев потертый пиджак, он помчится в Москву, в Союз Кинематографистов - кто, как ни коллеги по цеху, должны вернуть России не заслуженно забытого гения.

В ответ - лишь смешки!

Что ж, тогда львовяне сделают то, на что не осмелились москвичи. Пусть гимн в честь Тарковского прозвучит в их городе. Ведь родились же здесь и Леопольд фон Захер-Мазох, и Бруно Шульц, и Станислав Лем. Последний аргумент особенно важен. Тарковский снял «Солярис», а фантастическую повесть эту написал Лем, родившийся в Лемберге, как именовался город при Франце Иосифе.

Остается лишь сколотить банду сорвиголов, готовых сутками работать на идею, которая, как спичка, зажжет умы и растопит ледяные сердца обывателей.

Ноябрь 1987 года.

Юрий Кузин (пожарный ППЧ-41), Александр Уланов (председатель киноклуба «Курьер 10-й музы), Лариса Криль (студентка Львовской консерватории), Владимир Бордюк (директор Клуб-лаборатории кинолюбителей), Владимир Онусайтис (художник) напишут письмо в Союз Кинематографистов СССР.

Ответа не последует.

Тогда Кузин позвонит Первому секретарю, чтобы лично изложить суть вопроса - проводится Круглый Стол по творчеству Андрея Тарковского. Нужны деньги.

Климов: Это не слыханно! Вы хотите для СЕБЯ людей пригласить и еще за НАШ счет! У Союза нет денег! Вы приглашаете, вы и платите! Это ведь Вам нужно…

Кузин: Кинематографистам это нужно тем более… Возвращение Тарковского на Родину - дело чести Союза!

Климов: Никогда не говорите о том, о чем Вы не смыслите! Союз сумел доказать свою честь! И не один раз! (Бросает трубку).

Теперь, когда помощи ждать не от кого, приходится блефовать в надежде, что кого-то все же удастся заманить во Львов, обещая прессу, VIP-персон и пятизвездочное обслуживание. Как не странно, но в обман поверят. За месяц до конференции ни у кого уже нет сомнений, что вся эта затея – ладно сшитый костюм, и лишь один пожарный знает, из какой эфемерной ткани он скроен.

В отчаянии Кузин забрасывает посольства Франции, Италии и ФРГ депешами с просьбой о помощи. Об Акции уже поговаривают на «Радио Свобода», а Москву лихорадит от проблем, которые с ней связаны: оставаться в стороне от Круглого Стола вроде как не прилично и Климов, скрипя сердце, дает согласие на участие.

Ложку дегтя добавляет Львовский Обком. Там пожарному предъявляют анонимку, из которой следует, что Акция, которую он затеял, всего лишь Съезд киноклубов, и к тому же - не законный. Создание Федерации Москва тормозит, и опасения партийцев, что клубы захотят учредить ее в обход столицы, не лишены оснований. Далее речь заходит о Председателе Оргкомитета. То обстоятельство, что Круглый Стол возглавляет человек без ученой степени - неприемлемо. Кузину предлагают сделку. Коммунисты ему - деньги, гостиницу и зал для проведения конференции, а он им - руководство Акцией. Насупив брови, пожарный говорит: «НЕТ!» И правильно делает. Узнав, что на Форум приедет сам Элем Климов, партийцы выдадут мальчишке все то, что служило предметом торга.

Запрещать нынче не в моде. Горбачев налаживает контакты с Европой и возвращение Тарковского, пусть через узкое игольное ушко, станет сигналом Западу, что с преследованием интеллектуалов в СССР покончено.

Вскоре в поддержку Круглого Стола выскажутся В.И.Толстых и М.К.Мамардашвили. А идею «Общества Тарковского» положительно воспримут Л.М. Баткин, А.Я.Гуревич и Ю.М.Лотман.

Европейцы на форум не попадут, но их присутствие, пусть мысленное, все же будет ощущаться благодаря переводам книг и статей о Тарковском с венгерского и французского. Их осуществит Лариса Криль. В числе ее переводов и фрагменты из «Мартиролога» Андрея Арсеньевича, впервые напечатанного по-русски во Львове, где, как считается, «москалей» недолюбливают. (Любой участник конференции, желающий приобрести эти переводы, может оставить заявку в Оргкомитете и через 2-3 месяца копия «Мартиролога» высылается по указанному адресу).

У ВКС будет великолепная афиша, в последствии ушедшая во Францию к вдове режиссера и в Переделкино к его отцу.

Число гостей перевалит за три сотни. Но многие, кого особенно ждут, не смогут приехать. Так Ирма Раушь - режиссер и первая жена Тарковского - не получит билет на самолет по причине того, что чиновник Союза попросту «забудет» его купить.

Многие киноведы, вернувшись из Львова, также окажутся «забывчивыми»: кто будет молчать, набрав в рот воды, а кто и вовсе откажется публиковать работы своих коллег, как это сделает Е.С.Левин - заведующий отделом журнала «Искусство кино». На Круглом Столе он зачитает доклад Л.М.Баткина, но ни анонсированной публикации в 9-м номере журнала, ни заметки о Львовских событиях от него так и не дождутся.

Та же участь постигнет и обещанный А.К.Воскресенским научный сборник по материалам Львовских Чтений.

Молчать будут и критики и среди прочих: Нея Зоркая, Виктор Божович, Валентин Михалкович, Ирина Гращенкова, Алла Гербер и Андрей Плахов. Казалось, они стыдятся того, что не сами выступили с реабилитацией Тарковского, а их понудили к этому. Да и кто понудил? - Мальчишка пожарный с маниакальной идеей «Общества Тарковского».

Кстати, «Общество» такое вскоре появится. Но ни широкой поддержки творческой молодежи - стипендиями и грантами, что предложили львовяне, ни Приза имени Андрея Тарковского (аналогичного Призу «Давид» Донателло» имени Висконти) в планах у «Общества» нет. Зато генералов в нем хоть отбавляй. Андрей Смирнов - Президент, Нея Зоркая с Виктором Божовичем - заместители, Паола Волкова - секретарь.

«Общество» создадут в 1988, а в 1991, в сентябре, Юрий Кузин, как его учредитель, произнесет «эпитафию», после чего хлопнет дверью, как и подобает в подобных случаях.

Следом уйдут Николай Бурляев и Маргарита Терехова. И не удивительно. «Фонд Тарковского», созданный на обломках «Общества» Паолой Волковой (Педиконе), станет беспардонно сорить деньгами доверчивых русских банкиров. И все, на что окажется способным этот дамский клуб, так это - устраивать туры по европейским столицам с бесконечной трескотней о Русской Культуре.

И первыми мощами, по которым пройдутся мачихины ножки, обутые в золушкины туфельки, станет дом семьи Тарковских на Первом Щипковском переулке. Его снесут, якобы, с целью реконструкции.

Котлован, оставшийся от Дома-музея, до сих пор зияет черной дырой над столицей...



Член Союза Кинематографистов РФ

Лауреат Национальной Премии «Святая Анна»

Режиссер-постановщик Юрий КУЗИН



Материалы Всесоюзного Круглого Стола «ВЗГЛЯД» по проблемам философского кино, посвященного творчеству А.А.Тарковского



СОБЫТИЕ:



Первое общественно-культурное признание на Родине искусства А.А.Тарковского с момента его эмиграции в Италию.



Первые Чтения, посвященные режиссеру в СССР и за его пределами.



Создание «Общества Андрея Тарковского» (по типу «Баховского общества») с широкой программой мероприятий, как научного, так и просветительского характера.



Издание Первого научного сборника о творчестве А.А.Тарковского (по материалам Круглого Стола во Львове) на базе Философского Общества СССР



Перевод с иностранных языков статей о Тарковском и первое в СССР публичное чтение, переведенного на русский язык «Мартиролога» Андрея Тарковского.



УЧАСТНИКИ:



Философское Общество СССР - Воскресенский Анатолий Кириллович (Зав. Редакционно-издательским отделом ФО СССР)



Секретариат Союза Кинематографистов СССР - Плахов Андрей Степанович (секретарь СК СССР)



Союз Кинематографистов СССР - Гербер Алла Ефремовна, Огородникова Тамара Георгиевна



Комиссия по творческому наследию А.А.Тарковского СК СССР - Чугунова Марианна Сергеевна



ВНИИ Искусствознания - Зоркая Нея Марковна, Михалкович Валентин Иванович, Божович Виктор Ильич



Институт философии АН УССР - Мусиенко Оксана Степановна, Михалев Виктор Петрович



МГУ - Башаратьян Михаил Карпович



Львовский Политехнический Институт (Кафедра Научного Коммунизма) – Виктор Петрушенко



Издательство «Искусство» - Сандлер Анетта Михайловна



Институт искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР - Рутковский А.Г.



Федерация киноклубов СССР - Гращенкова Ирина Николаевна



Представители десятков киноклубов СССР (всего около 200 человек)



ПРЕССА:



«Искусство кино» Левин Е.С.; «Кино» (Латвия) Нукневич Л.А.; «Литературное обозрение» Шубина Е.Д.; «Сельская молодежь» Денисова Е.А.; «Философские науки» Чистяков И.Б.; ТАСС Чавага К.К.; «Новины Кiноэкрана» Сиренко М.П.; «На екранах Украины» Борщев В.А.; «Культура i життя» Криворученко Л.; «Ранок» Бетко О.П.;ЦТВ (молодежная редакция) Коршикова Г.О.



УЧРЕДИТЕЛИ:



Кузин Юрий Владимирович – инициатор Круглого Стола и Председатель Оргкомитета

Киноклуб «Курьер 10-й музы»

Объединение молодежных клубов города Львова

Клуб-лаборатория кинолюбителей Львовского Облсовпрофа

Львовское межобластное отделение Всесоюзного научно-производственного объединения «Киноцентр»



НАУЧНАЯ ПРОГРАММА:



Свыше 20-ти научных докладов и выступлений по проблемам творчества А.А.Тарковского (на базе Львовского Облсовпрофа – гостиница, конференцзал, кинозал)



КИНОПРОГРАММА:



Тарковский в контексте авторского кино:



«Страсти по Андрею» (впервые в СССР показ авторского варианта картины «Андрей Рублев»);

«Андалузский пес», «Виридиана» Луиса Бунюэля, «Приговоренный к смерти бежал», «Дневник сельского священника» Роббера Брессона, «Страсти Жанны Жарк» Карла Дрейера, «Гость» Александра Кайдановского.



ВИДЕОПРОГРАММА:



«2001: Космическая одиссея» Стенли Кубрика, «Забриски-пойнт» Микеланджело Антониони, «Евангелие от Матфея» Пьер Паоло Пазолини, «Персона», «Седьмая печать», «Лицо», «Причастие», «Вечер шутов» Ингмара Бергмана.



ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ПОКАЗ:



«В поисках утраченного времени: изгнание и смерть Андрея Тарковского» Эббо Деманта (ФРГ, 1987);

«На съемках «Жертвоприношения» Михайя Лещеловского (Швеция, 1986);

«Кино - мозаика времени» Донателло Багливо (Италия CINECITTA, 1983)



ФОТОВЫСТАВКА:



«Наш современник Андрей Тарковский» - документы, фотографии, альбомы, книги о Тарковском, изданные за рубежом (в помещении Львовского музея фотографии в бывшей церкви Марии Снежной, построенной немецкими колонистами)



МУЗЫКАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ:



«Реквием» Эдуарда Артемьева, посвященный памяти Андрея Тарковского (прозвучал в записи на открытии кинопрограммы)



ПЕРЕВОДЫ:



Ознакомление участников и гостей конференции с переводами статей о Тарковском и его выступлений в зарубежной прессе, а также первый перевод на русский язык «Мартиролога» Андрея Тарковского, выполненный переводчиком и музыкантом Ларисой Криль


КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН:



Предоставление киноклубами ценных фотоматериалов, магнитофонных записей, книг и статей, связанных с А.А.Тарковским в Комиссию по творческому наследию режиссера при СК СССР

На сайт Юрий Кузина http://kuzin-cinema.narod.ru/



Сайт управляется системой uCoz